26.04 - 13.05.2018. Выставочный проект «ДРУГИЕ БЕРЕГА» в Центральном выставочном зале «МАНЕЖ»


Выставочный проект «ДРУГИЕ БЕРЕГА» рассматривает возможности сохранения и передачи опыта и знаний через персональные заметки, карты и маршруты, а также непосредственно процессы формирования паттернов памяти. Экспозиция выставки отталкивается от идеи психогеографического дрейфа, в котором привычное городское и лиминальное пространства раскрываются со своей невидимой стороны, выстраиваясь в лабиринты воспоминаний о местах и событиях. Эта выставка представит работы, в которых художники осмысляют поворотные изменения, происходящие в современном мире. Реальность, которую они создают через инсталляции, видео, живопись и скульптуры, предстает в виде некоторой мозаики, составленной из документальных наблюдений, личных переживаний и фрагментов коллективной памяти.
 
Название выставки одновременно отсылает к нескольким культурным сюжетам. Это и автобиография Владимира Набокова, в которой писатель обращается к различным эпизодам своего детства и взросления, своих перемещений с одного континента на другой. Расположение Москвы и Санкт-Петербурга еще одна важная связь. Обе столицы находятся на берегах рек, однако отношения с речным ландшафтом в этих городах различаются. В отличие от Санкт-Петербурга, «речное» расположение Москвы кажется как будто второстепенным и не определяющим, а Москва по отношению к Санкт-Петербургу представляет собой «другой берег» — культурный, политический, социальный.
 
Не менее важным смысловым уровнем является и то, что «другие берега» отсылают к некоторому движению по направлению к новой реальности — социальной реальности, которую мы считаем привычной, но взгляд со стороны — «другого берега» — заставляет нас задуматься о различиях и испытать некоторую радость в связи с будущим, предвкушение от предстоящих изменений, а иногда и страх и тревогу по поводу утраты контроля над технологиями и нашей повседневностью. Эти ощущения наиболее очевидным образом проявляются в художественных проектах, поскольку художники всегда занимали некоторую дистанцию к действительности — будь то критическая или утопическая. Представленные на выставке проекты в большинстве своем обращаются к опыту новой реальности или перемещению в эту новую реальность на примере городской жизни и фантазий о ее трансформации.
 
Психогеографический дрейф, лежащий в основе экспозиции, отражает возможный метод познания этой новой реальности — без строгой рациональной категоризации и осмысления, но через эмоциональное вовлечение, фрагментарное схватывание деталей или концентрацию на этом процессе. При этом все же можно выделить некоторые формальные элементы, которые их связывают. Это опыт перемещения — порой неизбежного, а иногда и происходящего по воле человека — в новое место, по направлению к «другим берегам». Если в работах Александра Виноградова задокументировано географическое перемещение из одной столицы в другую, то в работах Павла Отдельнова, Генсу Ана, Александра Якута представлено транзитное пространство — окраины, пустыри и дороги. Значительное количество работ посвящено непосредственно точке назначения — городу и его жителям, связанным с конфигурациями общего и личного пространств. В том, как складываются эти конфигурации, важную роль играют практики наблюдения друг за другом и соответствующая материальная организация практик, воплощенная в архитектурных сооружениях. Этому посвящена инсталляция «Окна», над которой работали уличные художники. В отличие от обычных окон, они не дают возможность наблюдать за жизнью тех, кто живет внутри, но показывают внутренние миры художников. Немаловажно, что внутри самой инсталляции представлены работы Александра Бродского — художника и архитектора, для которого упорядочивание пространства и его конструирование представляют собой задачи в области личного, а не общественного проектирования.
 
Внутренняя сторона границы между личным и общим для многих авторов оказывается приоритетной. Их несоизмеримость проявляется в работах художников, занимающихся наблюдением за людьми больших городов. За исключением Алексея Васильева, для которого каждый персонаж — это история, воплощение индивидуальности и результат стечения обстоятельств, работы Николая Онищенко, Кейто Ямагути и других рассматривают коллективную субъектность — протест, городскую толпу. Понимаемая как способность действовать, субъектность напрямую связана с современными коммеморативными практиками — тотальная живописная инсталляция Виноградова и Дубосарского «За отвагу» обращается к памяти о Победе, одному из основных источников современной коллективной памяти в России.
 
На несколько ином уровне рассматривают проблему забвения и практики запоминания участники Recycle Group — для них современность ничем не отличается от далекого прошлого, по отношению к которому возможно исключительно археологическое исследование. Рассматривая современный мир через «археологическую» оптику, они показывают, что сегодня роль индивидуальной памяти играют различные технологии и, как следствие, субъектность становится заложником технологического прогресса, сопутствующей паранойи и вероятных катастроф, связанных с данными и информацией. Это проекция мира будущего, который сегодня уже приобрел черты действительности.

Сайт: www.manege.spb.ru